Что такое йога?
Следует знать, что сбрасывание
Ярма страдания именуется йогой.
«Бхагавадгита», 6.23
Большинство из нас имеет сегодня некоторое представление о йоге. Йога как модная система физических упражнений, йога как нетрадиционная медицина, йога как глубокое духовное учение – вот далеко не полный список наших представлений о ней.
Йога- это санскритский термин, обозначающий «объединять, координировать или насыщать энергией». Она занимается интеграцией тела , ума и духа, чтобы раскрыть во всей полноте наш более высокий жизненный потенциал и глубину. Йога использует в качестве основы тело человека – его тайные энергии и естественный ум, -чтобы достичь вершин духовности.
Уроки йоги сегодня доступны всем и она не является чем-то совершенно новым или экзотическим, как это было всего несколько лет назад. Однако йога-гораздо больше, чем великая система физических упражнений, она обладает великой целительной силой для тела и ума, лечит дисгармонию в теле(как например проблемы с суставми и костями), органические дисфункции(включая расстройства гормональной и иммунной системы), посредством медитации-нервные расстройства, эмоциональное напряжение и психологические проблемы всех типов от стрессов до психозов. Для своей лечебной цели йога тесно сотрудничает с аюрведой, «наукой жизни», которую также можно назвать «йоговской медициной». Благодаря аюрведе мы получаем правильное понимание нашей уникальной природы, для того чтобы практика йоги была направлена на наше действительное «я» и на то состояние, в котором мы находимся в момент этой практики.
Главная йоговская практика, которую мы наблюдаем во всём мире, - это асаны, или йоговские позы. Асаны распространяются на все йоговские упражнения, а также на дыхательные методики и ментальные упражнения. Асана – это внешнее лицо йоги, и для большинства людей- первый шаг по пути йоги. Для большинства из нас йог – это человек, похожий на отличного гимнаста, выполняющий трудную йоговскую позу.
Корни асан уходят в йоговскую традицию, которая называется Хатха Йога. В этой традиции асаны(позы), пранаяма(дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, направленных на развитие наших внутренних энергий. Однако мы должны помнить, что асаны в этой системе охватывают только один аспект Хатха Йоги, а не всю систему в целом.
Традиция Хатха Йоги уходит своими корнями в классичекую йогу, сконцентрированную в йоговских сутрах великого мудреца Патанджали (200 год до н.э.). Эти сутры называются Йога Даршана, или философия Йоги. Однако Патанджали не был изобретателем йоги, она существовала за много веков до него. Патанджали систематизировал традицию йоги в виде афоризмов. Йога Патанджали называется Раджа Йога(королевская Йога, Йога Ума- из-за своего высокого уровня преподавания ) или восьмичастная Йога(из-за своих своих восьми ступеней практики) и Хатха Йога имеет отношение к её начальным стадиям и считается важным шагом или основой.
Система Патанджали Раджа Йога, в свою очередь, уходит своими корнями в более древние учения Хинду Йоги в Упанишадах, Бхагават Гита, Махабхарата и Пуранах и в философскую систему Санкхъя, которая содержится в них. Эти тексты объясняют различные йоговские практики медитации, мантры, янтры и т.д. Все более древние учения йоги Индии восходят к Ведам, учениям древних гималайских мудрецов и провидцев- риш, насчитывающим более пяти тысячи лет. Веды представляют духовное наследие древнего мира, которое однажды распространилось по всему земному шару. Действительно, йога стара как само человечество, и по сути есть у всех нас глубоко в сердце. Её методы и идеи важны для каждого, независимо от его происхождения, и применимы в любое время, когда человек готов заглянуть в себя.
Классическая Йога Патанджали
Йога есть ограничение блужданий сознания.
Йога сутры Патанджали 1.2
Патанджали описывает полный восьмиступенчатый (аштанга) путь, который имеет отношение ко всем аспектам жизни:
Йама – поведение
Нияма – образ жизни
Асана – позы йоги
Пранайама – контроль над дыханием и праной
Пратьяхара – контроль над ощущениями и чувствами
Дхарана – концентрация
Дхьяна –созерцание, медитация
Самадхи – реализация , соединеие с Божественным
Йама : пять практик социального поведения
Йама – это практики призванные, чтобы исключить возможность вредного и беспокойного поведения и создают основы жизни наполненной гармонией и покоем, а также, чтобы искоренить проблемы , возникающие из-за чрезмерных материальных запросов, существующих в реальной жизни :
Ахимса – непричинеие вреда ( начиная с самого себя – принцип избегания насилия)
Сатья - правдивость или нелживость (прежде всего –перед самим собой)
Брахмачарья – правильное использование сексуальной энергии - направление своей
жизненной энергии в творчество
Астейя – неучастие в воровстве
Апариграха – непривязанность к материальным вещам
Нийама – пять практик личного развития и образа жизни
Шауча – чистота ( тела, ума идуха)
Сантоша – удовлетворённость ( принятие жизненной ситуации – не путать с слабостью)
Тапас – самодисциплина ( применение воли для движения к своей цели)
Свадхъяйя – самообучение
Ишвара Пранидхана – признание божественной воли
Асана
Асана связана со всеми частями йоги, которые переплетаются различными способами. Асана является частью жизненных практик Йама и Нияма, потому что это средство самообучения и самоконтроля. Асна является средством пранайамы, потому что с помощью правильной позы мы можем контролировать нашу жизненную энергию Прану. Асана – это форма пратьяхары, потому что она даёт контроль как над нашими ощущениями, так и над нашими двигательными органами. Асна –это форма дхараны, потому что посредством её мы развиваем способность к концентрации. Наконец асана – это форма медитации, потому что её правильное выполнение требует, чтобы мы поддерживали наше сознание в ясном и активном состоянии.
Не считая других аспектов йоги, асаны полезны сами по себе, потому что поддерживают здоровье и жизнеспособность, лечат многие болезни, снимают стресс и напряжение и успокаивают нервы. По этой причине люди, не интересующиеся духовной составляющей йоги, могут всё же найти много пользы в практике асан.
Пранайяма
Большинство упражнений пранайямы состоит из дыхательных упражнений, которые развивают жизненную силу, активизируют энергию дремлющую в уме и очищают тело. Асана приводит тело в состояние равновесия, для того чтобы мы могли работать над нашими пранами посредством пранайямы. Некоторые типы пранайямы являются духовными практиками, специально изобретёнными для развития более глубокой связи между космической жизнью и могучими преобразующми силами (Кундалини).
Пратьяхара
Пратьяхара охватывает методы управления впечатлениями и контроля над ощущениями, т.к. они воздействуют на наше сознание подобно тому как пища которую мы едим воздействует на наше тело. Многие великие учителя говорили: » ты становишься тем, что тебя окружает». Посредством правильного использования ощущений мы можем делать выбор в гармонии с миром вокруг нас.
Большинство методов пратьяхары заключается в отталкивании от бремени внешних ощущений к покою и тишине внутри нас. Глубокая релаксация (шавасана или йога нидра) является частью пратьяхары и приводит наше тело и ум в спокойное состояние.
Дхарана
Дхарана состоит из упражнений приводящих к концентрации и стабилизации внимания. Внимание- главная сила ума и мы должны тренировать его как мышцу если хотим раскрыть наши высшие ментальные способности. В противном случае мы попадём под контроль внешних сил и не сможем самореализоваться.
Типичные методы дхараны заключаются в концентрации на различных чакрах, мантрах, образах, объектах (пламя свечи и т.д.), до тех пор пока ум не становится спокойным и стабильным.
Дхьяна
Дхьяна относится к медитации, которая является продолжительной концентрацией или глубоким размышлением над каким-нибудь мысленным объектом и является основным методом классической йоги, цель которого – в управлении сознанием.
Самадхи
Самадхи состоит в слиянии ума с объектом. Когда это происходит мы переживаем глубокий покой и блаженство. В самадхи мы тотально сконцентрированы и преданы тому, что мы делаем и совершенно забываем о себе. Мы возвращаемся глубже к нашему сердцу и забываем все тревоги внешнего мира. Cамадхи – это конечная цель йоговсокой практики. Йога показывает нам как добиться этого состояния блаженства постепенно работая с телом, Праной, ощущениями, сознанием и сердцем. Она показывает нам, как организовать нашу жизнь и поведение на всех уровнях, чтобы прийти к цели, которая обычно предназначена лишь для немногих мистиков.
|