Еще 15 лет назад знание аюрведы было уделом небольшого количества людей, которые вслед за йогой познакомились с этой великой традицией. В последние несколько лет вместе со взрывом интереса к нетрадиционной и дополнительной медицине аюрведа приобрела растущее признание. Сейчас она проявляет себя как одна из важнейших в мире систем духовно-телесной медицины.
|
|
Аюрведа признает три формы пранической (или жизненной) энергии как основу для здоровья и болезни у всех людей. Это три доши или биологических жидкости — Вата (воздух), Питта (огонь) и Капха (вода). Доша означает «то, что вызывает порчу вещей» и имеет отношение к болезненному потенциалу жидкостей. Вата означает «ветер»; Питта означает «желчь», а Капха ассоциируется со «слизью или мокротой». Ветер, желчь и слизь — это три основные формы токсинов, которые вызывают боль и болезнь, когда они накапливаются в теле. Ветер вызывает сухость, ригидность, нервозность и слабость. Желчь, которая является формой огня, вызывает инфекцию, воспаление, кровотечение и лихорадку. Слизь вызывает закупорку сосудов, отек и ожирение.
|
|
Аюрведа, подобно йоге, возникла как часть разнообразных гималайских спиритуалистических учений. Ее традиционное божество — Дханвантари, индуистский бог медицины, являющийся формой Бога Вишну, аспектом космического сознания, которое бережет и охраняет вселенную. Ее традиционными основоположниками являются Чарака и Сушрута (155 год до н.э.). Они создали два главных классических текста по аюрведе — Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Великий учитель йоги Патанджали сам написал комментарий к труду Чараки, что подтверждает, как всегда были близки йога и аюрведа.
|
|
Аюрведическое определение здоровья — состояние, в котором структура личности не нарушена, а все функции организма работают оптимально; человек при этом находится в состоянии физического, ментального и духовного равновесия. Мастера Аюрведы Чарака и Вагбхата описывали состояние здоровья следующим образом:
|